Нововведения страховых компаний или их уход в тень?

Дата публикации: 20.02.2014

Уже длительное время ведутся распри между общественными организациями, страховщиками, независимыми экспертами о единой методике расчета вреда автомобиля, потерпевшего ущерб при дорожно-транспортном происшествии. Однако до консенсуса еще далеко. Предложения страховой компании (СК) могут привести к тому, что ремонт автомобиля, который попал в ДТП, оплачивает сам водитель.

После очередного заседания, на котором снова решался вопрос о расчете вреда автомобиля, вызванным аварией на дороге, поднимались важные вопросы: на основании чего будут браться цены на ремонтные работы и запчасти. Максим Ханджин, голова «Ассоциации по защите прав автострахователей», высказал свое мнение журналисту Autonews.ru о том, что все три важных подразделения (Министерство юстиции, общественные организации, страховщики), которые решают судьбу этого вопроса, так и не узаконили его, остались при своих убеждениях. Вопрос: «Как определять нормо-часы и исчислять изнашивание?» – остался нерешен.

РСА не комментируют сложившуюся ситуацию. Они считают, что всему свое время, и делать неправдивые выводы пока не нужно, так как этот вопрос еще не закрыт. Рано или поздно стороны найдут то правильное решение, которое подойдет всем.

Максим Ханжин говорит, что если примут во внимание единую методику, созданную страховщиками, и утвердят ее, то возникнет сильная волна негодования автомобилистов. Выплаты водителям застрахованного автомобиля за полисом ОСАГО, пострадавшим в ДТП, могут значительно снизиться. СК предлагают для единого расчета, принесенного вреда при аварии автомобилю, брать к вниманию самую низкую цену нормо-часов и материалов, ту, которая определяется при оптовой покупке.

Ханжин заявил о том, что многие страховщики считают ценовую политику по нормо-часам от той, которая была заложена в договоренности между СК и сервисом. Большинство с этим не согласно, потому что сама цена соответствует оптовой, а при ремонте она будет значительно выше. Деньги, уплаченные за ущерб авто, не покроют ремонтные расходы. На этот момент только некоторые СК полностью возмещают затраченные убытки при ремонте автомобиля, у многих других существует своя методика выплат.

Николай Тюрников, генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля», утверждает, что большинство СК экономят на каждой выплате по поводу возмещения убытков после аварии автомобиля. Они заинтересованы в том, чтобы их позиция по поводу ценовой политики выплат, пострадавшим в ДТП, была утверждена на заседании совета. Он наводит наглядную статистику в цифрах экономии СК и утверждает, что лишь корыстолюбие движет страховщиками. Например:

  • СК по полису ОСАГО выплачивает своим клиентам 2,5 млн. 1 раз в год;
  • экономия 2 тысячи рублей на каждом случае – в год 5 млрд рублей;
  • если экономия тысяча долларов на каждом случае – в год 2,5 млрд долларов.

Экономия существенна и это только наглядный пример.

Максим Ханжин утверждает, что пострадавший в аварии совершенно новый автомобиль имеет существенную разницу между выплатами СК и затратами на его ремонт. И если предлагаемый вариант СК будет утвержден, то эта разница станет еще значительней для водителей (будет совершенно другая форма расчета износа).

На нынешний момент расчет износа происходит от цены оригинальной детали. Ханжин считает, что это очень правильно, учитывать ценовую политику той детали, которая ставилась изначально на производстве. И если сейчас делается расчет износа по оригинальным деталям, то СК предлагают по неоригинальным, посылаясь на рыночные цены.

Тюрников предполагает, что учет износа в страховании бесполезен. Полагаемые выплаты на ремонт пострадавшего в аварии автомобиля не покрывают всех расходов, и сама система страхования с ее методиками не оправдывает себя.

По словам Тюрникова, если у немцев машина на гарантии, то страховые выплаты ОСАГО и КАСКО производятся без учета износа. За границей страховой полис покрывает полностью все затраты на ремонт, а не лишь его часть. По его мнению, нужно отменить расчет с учетом износа и внести изменения в ОСАГО. Нужно, чтобы машины на гарантии получали выплаты соответственно по ценам официального посредника. Давно не секрет, что при замене какой-то поврежденной детали в неавторизированном сервисе теряются все гарантийные услуги. Абсурдно, когда СК выплачивают своему клиенту страховку по ценам неофициального посредника, и он не имеет право у него же обслуживаться, получается, такие выплаты неинтересны для застрахованных.

В прошлом году многочисленные судебные иски водителей автомобилей против СК заставили РСФ задуматься о создании единого метода расчета ущерба. Ведь сейчас имеет место очень большое расхождение в сумме затрат после аварии в сравнении с независимыми экспертами и страховщиками.

Единственного электронного каталога, в котором должны быть указаны все расценки: запасных деталей, нормо-часов, материалов, так и не существует. И это не тревожит СК, судебные иски ей нипочем. После того как в 2012 году появился Закон о защите прав потребителей, который коснулся и сферы автострахования, судебные иски против СК значительно возросли.

Тюрников считает, что после того, как за статистикой зарегистрировано около 600 судебных исков против СК – долг перед клиентами составил приблизительно 50-60 млрд. рублей. Страховщики решили с помощью предложенного единого метода устраниться от положенных выплат. Таким образом, они предложили законным путем недоплачивать клиентам и избежать различных судебных санкций. Вот поэтому все страховщики за идею единого метода страхования.

На данный момент, если нововведения по поводу единого метода страхования будут узаконены и не сделают никаких изменений, о которых просят общественные организации, то СК будут в выигрыше, никакой суд им будет не страшен, судебный иск будет невозможен.

Максим Ханжин навел яркий пример о частном случае, когда в салоне автомобиля была повреждена дверь. Специалисты СК насчитали ущерб в 8 тысяч рублей. Независимая экспертиза насчитала 40 тысяч рублей, с учетом износа получилось 34 тысячи. Водитель отремонтировал дверь своими силами, но подал судебный иск на СК. Если примут нововведения в страховании, на судебный иск будет наложено вето, потому что заниженные цены в СК будут в рамках закона.

Министерству юстиции нынешние нововведения страховщиков тоже не подходят, они противоречат их внутренней системе законов. Предположим, предложенный вариант расчета ущерба страховщиков узаконят, и нельзя будет ничего оспорить в судебном порядке, то СК будут выплачивать такие заниженные суммы по затратам, что ни в одном сервисном центре они не покроются. Будет все совершенно законно и никаких претензий СК никто не сможет предъявить.

Максим Ханжин подвел итог всего происходящего: он совершенно неожиданно высказал свою мысль о том, что все ведет к возвращению в 90-е года, когда все доходы уходили в теневой рынок. Придется отказаться от посредников, оригинальных деталей, с должников деньги надо будет изымать с помощью криминальных сообществ, забыв об услугах страховых компаний.